ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
Телефон приемной комиссии: (846) 959-09-38

А вместо сердца - пламенный мотор…

Автор: Зайцев О.В.

107 лет - приличный возраст для любого предприятия, и именно столько отметило этой осенью открытое акционерное общество "Кузнецов", что находится в Самаре. Предприятие прошло долгий путь эволюции "рука об руку" с авиационной промышленностью нашей страны. Сейчас ПАО "Кузнецов" - ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных ракетных двигателей для космических ракет типа Р-7, приводов газоперекачивающих агрегатов и блочно-модульных электростанций. С двигателями ОАО "Кузнецов" осуществлены запуски пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и автоматических транспортных грузовых космических аппаратов "Прогресс". Сейчас на заводе работает 11500 человек.

Непосредственно в Самаре завод находится с 1941 года, куда его в срочном порядке эвакуировали из Москвы. За годы Великой Отечественной войны на предприятии было выпущено более 45 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф, АМ-42.

Свою историю предприятие начало в 1912 году. Тогда на базе полукустарных мастерских, расположенных на окраине Москвы на Николаевской улице (ныне Ткацкая) создан завод по сборке авиационных семицилиндровых звездообразных моторов французской фирмы "Гном" мощностью 80 л. с. из деталей, поставляемых из Франции. В небольшом музее предприятия представлены только некоторые модели двигателей, выпущенных на предприятии за 100 лет.

В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося завода №337. В кратчайшие сроки производство моторов АМ-38, начатое еще в Москве для штурмовика Ил-2, было возобновлено на новой площадке. В годы войны (с 1941 по 1945 гг.) был выпущен 25443 двигатель АМ-38Ф, 10242 АМ-42 (для Ил-10), а также двигатели АМ-35 (для МиГ-1) и ГАМ-34БС (для торпедных катеров). В конце 1940-х - начале 1950-х гг. предприятие запустило в серию турбореактивные двигатели ВК-1, сконструированные В.Я. Климовым для самолетов фронтовой авиации Ил-28 и МиГ-15, РД-900 - прямоточные воздушно-реактивные двигатели М.М. Бондарюка для беспилотного самолета-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" С.А. Лавочкина.

Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство семейства двигателей марки "НК", разработанных в ОКБ главного конструктора Н.Д. Кузнецова. С тех пор на протяжении более 60 лет предприятия объединяли партнерские отношения: ОКБ разрабатывало двигатели, завод им. М.В. Фрунзе их серийно производил.

15 апреля 1949 года для усиления технического руководства Главным конструктором завода №2 назначен и переведен из Уфы Николай Дмитриевич Кузнецов.

Н.Д. Кузнецов был генеральным конструктором ОКБ до 1994 года. За это время под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей. Разработка фактически всех двигателей шла в тесном сотрудничестве с "Самарским конструкторским бюро машиностроения".

Предприятие "Кузнецов" является монопольным производителем двигателей РД107А/108А для РН "Союз". Надежность, которых достигает 99,9%. Сегодня доля ПАО "Кузнецов" в сегменте ракетных двигателей на российском рынке превышает 70%, по пилотируемым пускам - 100%.

28 апреля 2016 года состоялся первый запуск ракеты-носителя с нового гражданского космодрома Восточный в Амурской области. Серийные ракетные двигатели РД-107А/108А, произведённые ПАО "Кузнецов", обеспечили запуск ракеты-носителя "Союз-2.1а" (производство АО "РКЦ "Прогресс"). Восточный стал четвертым космодромом после Байконура, Плесецка и Куру, где сегодня эксплуатируются двигатели предприятия в составе РН "Союз".

В настоящее время, ПАО "Кузнецов" является основным поставщиком приводов газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов для ОАО "Газпром". Новым направлением развития ОАО "Кузнецов" является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3 НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361. Относительно недавно двигатель прошел первый этап испытаний, результатом которого стал рекордный провоз грузового состава весом в 15 тысяч тонн, состоящего из 159 вагонов.

Обо всём этом нам поведала директор Центра истории техники Аладьева Наталья Николаевна, а сопровождали нас специалисты А.М. Маслова, С.О. Брагина. По окончании экскурсии ребята тепло поблагодарили сотрудников завода.


ГОСУСЛУГИ АСУ РСО АСУ РСО
Группа в одноклассниках Группа в контакте Медиатека Библиотека


Обычная версия Версия для слабовидящих